НКО - это некоммерческая организация, которая осуществляет некоммерческую деятельность без получения прибыли. Она не может включать в себя ведение бизнеса.
Перед тем, как начать регистрацию НКО, необходимо выбрать уникальное название. В нём должно быть отражено направление деятельности, само наименование организации и её организационная форма. Деятельность определяет цели. На виде деятельности накладываются ограничения, нельзя заниматься несколькими направлениями и совмещать, например, экологию и развитие спорта. В названии запрещается использование иностранных слов, а если было принято решение вставить малораспространённое слово, то стоит приложить объяснительную записку. Минюст внимательно проверяет пакет документов, и в случае любых сомнений он вправе вернуть и отказать в регистрации, тогда придётся начинать процедуру сначала.
Государственная регистрация НКО невозможна без юридического адреса. В его качестве допускается в том числе использование адреса, где живёт учредитель, при условии, что недвижимость находится в его собственности. Можно также использовать адрес арендованного под офис помещения. Покупать сомнительный юридический адрес чревато попадаем в чёрный список "резиновых" квартир или офисов.
Контроль работы НКО
Деятельность НКО осуществляется сложнее, если сравнивать с обычным бизнесом. Некоммерческие организации находятся под контролем налоговой службы и Минюста. Министерство всегда отслеживает деятельность НКО и проверяет правомерность расходов.
У налоговой службы задача состоит в том, чтобы проверять отчеты и декларации, правильность начисления и уплаты налоговых сборов. Это фискальный контроль НКО. В случае нарушений налоговики имеет право требовать объяснений от руководства, блокировать счета, штрафовать. По большей части НКО попадают под санкции из-за противоречивых или неполных данных.
Если возникают жалобы на деятельность на НКО, то их принимают на рассмотрение в Министерство юстиции. В случае, если его представители найдут критичные нарушения в работе организации, то Минюст принимает решение о принудительной ликвидации.
Структура также занимается проверкой отчетов НКО. Под контролем находятся не только доходы и расходы, но и состав управления. Надзорная функция обеспечивает легальность деятельности НКО и предотвращает «отмывание» денег. По необходимости Минюст может отправить предписание на устранение недочетов. Если не соответствовать требованиям, то НКО закроют.
Вполне нормально, когда в процессе работы у НКО произошли изменения. Важно сразу подавать данные в Минюст или ФНС. Забывчивость оборачивается штрафами, потому что расценивается, как уклонение от выполнения взятых на себя обязательств.
Через Министерство регистрируются изменения в составе учредителей (ввод новых членов), руководящем составе, виде деятельности, уставе. Через налоговую службу проходит только регистрация вывода учредителя.
Чтобы вести отчеты в полном соответствии с требования надзорных органов, необходимо знать и применять на практике все тонкости. В таком случае юридические вопрос лучше делегировать специалистам. Человек, который получил профильное образование и постоянно по роду деятельности работает с решением подобных вопросов, уже изучил все нюансы. НКО с юридической поддержкой избежит проблем с контролирующими органами.
Государственная регистрация НКО в Минюсте
Решая вопрос, как зарегистрировать НКО, понадобится собрать внушительный пакет документов для Минюста. Подаётся он в региональное отделение. Это самый долгий этап в оформлении некоммерческой организации.
Для регистрации понадобится:
1. Протокол собрания в 2 экземплярах.
2. Устав в 3 экземплярах.
3. Заявление, заверенное у нотариуса - 1.
4. Заявлению за подписью самого заявителя - 1.
5. Оригинал квитанции о том, что заявитель уплатил госпошлину за регистрацию.
Важно обратить внимание на Устав НКО. Регистрация НКО в Минюсте сопровождается долгой и тщательной проверкой. Бюрократическая машина очень скрупулёзно проверяет поданный пакет документов и внимательно прочитает Устав. Малейшая ошибка приводит к отказу.
В Уставе надо отобразить:
- цели;
- задачи;
- направление деятельности;
- выбранные виды деятельности.
Пункты должны перекликаться с названием НКО.
Помимо этого Устав содержит информацию обо всех филиалах, адресах представительств и так далее. Любое изменение в деятельности должно отображаться в Уставе.
Регистрация занимает порядка 1,5 месяцев. Часто процедуру доверяют юристам, которые помогут преодолеть бюрократические барьеры с первой попытки и разъяснят все нюансы, как открыть НКО. В связи с постоянно меняющейся ситуацией и в рамках борьбы с пандемией возможно оформление НКО с использованием электронной подписи.
Как открыть благотворительный фонд?
Благотворительный фонд организовывают для сбора денег. Его основная цель заключается в том, чтобы согласованно и официально собрать необходимую сумму для решения определённой задачи. Часть денег можно расходовать на функционировать самого фонда. Организация имеет право вести предпринимательскую деятельность, но с условием, что полученная прибыль идёт на цели фонда, а не распределяется между учредителями.
После определения целей понадобится собрать пакет документов:
1. Заявление на регистрацию по форме РН0001.
2. Составляется устав, где учредители прописывают внутренний регламент и указывают распределение средств.
3. Оплачивается госпошлина 4000 р., квитанцию сохранить для регистрирующего органа.
4. Подтверждением физического и юридического адреса станет договор аренды или свидетельство о праве собственности.
Планирование деятельности помогает составить план, по которому будет координироваться сбор денег. В России распространена практика использования фондов для «отмывания» денег, поэтому сразу после открытия будут проходит проверки. Составление плана помогает доказать общественности и ФНС законность деятельности, чистоту намерений.
Бизнес-план с чёткими расписанными пунктами, где указан путь денег от благотворителя до конечной точки, повышают к фонду лояльность филантропов. Проект должен в понятной форме доносить до людей цели и задачи благотворительного фонда. Планирование помогает продумать развитие учреждения, стратегию и маркетинг, организовать поток финансов.
Правильно выстроенная структура – это гарантия того, что нуждающиеся вовремя получат деньги, лекарства, врачебную или иную помощь.
На что обратить внимание при открытии НКО?
До регистрации надо определиться, будет ли компания заниматься деятельностью, приносящей доход. По закону у НКО есть право заниматься предпринимательством, если прибыль служит для благотворительных целей. Также эту деятельность обязательно прописывают в учредительных документах.
Обоснование бизнеса на базе НКО – это помощь в достижении целей организации. Она может обеспечивать работой инвалидов, стать источником денег для покупки необходимого инвентаря, оборудования. В Устав обязательно вписывается выбранный вид предпринимательской деятельности, он привязывается к целям и задачам НКО и должен полностью соответствовать правоспособности.
Если НКО будет заниматься бизнесом, то у компании должно быть имущество, которое по стоимости не меньше минимального уставного капитала для ООО. Дополнительно нужно правильно выбрать направление, потому что закон ограничивает возможности предпринимательской деятельности. Например, НКО не имеет право брать на себя роль управляющей организации.
Для регистрации понадобится решение или протокол собрания учредителей. Он составляется в 2 экземплярах. Также НКО обязана подать сведения об учредителях и сведения о месте нахождения. Адрес подтверждается заключенным договором или свидетельством о праве собственности.
За открытие НКО оплачивается государственная пошлина в 4000 р. Регистрация структурных подразделений организации инвалидов стоит 1400 р., а политической партии – 3500 р. Оригинал квитанции отдаётся в регистрирующий орган. При себе рекомендуется оставить копию.